«Стохастический» или «пробабилистский» (от анг. Probability – вероятность, возможность) характер культуры – ее «лотерейность», игра «слепого случая»
(С. Лем, Философия случая, ACT, 2007, - 456)
Откуда произошла культура?
Жизнь противостоит стохастичности. Чтобы жить, надо иметь упорядоченность.
Стохастичность участвует в жизненных процессах либо как освоенная (например, как случайность мутаций в генетических структурах), либо как неосвоенная (например, как генетический дрейф в популяциях – или как раковая опухоль в организмах)
Реальный мир полон разнообразия, управляемого случайными факторами. Следовательно, процесс адаптации живых организмов к этому миру, управляемому случайными факторами, не мог не отразить этой столь фундаментальной особенности среды.
Эволюция – это вечный поиск и нахождение. Поиск путей, которые помогают выжить, то есть выстоять в игре в Природой.
Природа в высшей мере подчинена принципу стохастичности. Природа изменяет климат, геология, астрономия и тд. В мире с единообразной стратегией Природы культура вообще не могла бы возникнуть. ТЭволюция – процесс непрерывный, имеющий своей тактикой компромисс между двумя полюсами систем – Культурой и Природой.
Культура делает возможным то, что невозможно биологически: она создает обратимые явления, а Природы зажата в «клещи фенотипов и генотипов». Мозг человека создает культуру как стратегию выживания, при которой вид может отступить и может изменить эту стратегию на совершенно иную.
Генеральный штаб жизни (принцип наследственности) осуществляет стохастическую стратегию, потому что такую стратегию осуществляет его противник – Природа. Когда противник использует лотерейные ходы, то лучше всего противопоставить им ту же стратегию.
Жизнь – это игровая стратегия, при которой противник (Природа) использует стохастические тактики.
Случайность как культурный фактор
Случайность – некая способность бытия флуктуировать (то есть изменяться, колебаться).
«Стохастический» или «пробабилистский» (от анг. Probability – вероятность, возможность) характер культуры – ее «лотерейность», игра «слепого случая»
Культура также ведет игру за выживание с Природой. Однако, игроки отрицают стохастический характер среды и вытекающую из него стохастичность своего собственного положения. Тому, что является по факту случайным, они противостоят двумя способами: 1. Путем инструментальных действий, 2. Методом символических «знаковых» интерпретаций.
Фактом является то, что человек в своей деятельности пытается превратить все случайное (управляемое стечением обстоятельств) в регулярное проявление.
В ходе исторического процесса все время усиливалась деятельность, направленная против случая.
Случайность в культуре всегда полежала устранению либо инструментальным, либо символическим способом. Ее стали считать Тайной, Мойрой, Промыслом, результатом битв богов и борьбы Добра и Зла, то есть результатом столкновения двух противостоящих друг другу стихий, каждая из которых, взятая по отдельности, не имеет «лотерейного» характера.
С.Лем, таким образом, утверждает, «… что культура – это установление, направленное против случайности..»
Найденный смысл во всех культурах означал присущую каждой из них нестохастическую, нелотерейную, неслучайную характеристику внутри отношения «человек – мир». Человек – это существо, не согласное с тем, что во многих отношениях случайным является как его возникновение и жизненное состояние, так и занимаемое индивидуально им место в мире. Свое несогласие с безразличием в этом вопросе человек выражает верой, которая распознает в мире своеобразный порядок с предназначенным для человека неслучайным местом. Мир, основанный на случайности – это мир ни к кому не пристрастный, тогда как каждой культуре присуще понятие «пристрастности». В таком мире, никем не сотворенном, ни для кого не предназначенном, ценности не открываются. Их устанавливают. Однако тот, для кого мир и человек – это не случайные переменные, тот скажет, что мы приписываем ценности миру. Поэтому установление ценностей равносильно избыточной антислучайности всякой культуры.
Человек осваивает среду символически и инструментально (технически).
- В начале истории культуры каждое явление осваивалось символически. Во времена первобытнообщинного строя человек создал мифологическую картину мира. Люди знали, что предки их жили в неком мифологическом времени и сам они отойдут в такой же мир, когда придет время, так как жизнь циклична. Мысль о том, что в будущем, возможно, будут перемены, не приходила им в головы. Такое устроение мира мы можем назвать единым, синкретичным, лишенным какой-либо стохастичности, не дающего места игре случайного. Даже если случайность есть, то она детерминирована Тайной. Тайна, в свою очередь, не может быть случайной. Тайна хоть и невидима, но строго упорядочена.
- Согласие на технизацию быта – это отчасти согласие на утрату автономности культуры, поскольку к жизненно важным решениям в культуре допускается логика третьего звена – технического прогресса. С точки зрения эмпирического подхода к освоению мира эта логика прогресса не является стохастической, так как последовательно создана человеком и является упорядоченной структурой. Однако, с точки зрения культуры, эта логика может ( и зачастую таковой и является) быть стохастичной, поскольку ее будущие формы могут произвольным образом вступать в конфликт с ценностями культуры. Ибо стохастичность выступает применительно к культуре как нечто такое, чего не может предсказать и рассчитать никто – кроме разве лишь представителей какой-нибудь высшей, чем наша, космической цивилизации.
Современная культура, привязанная к инструментальности, – это культура разорванная, утрачивающая диахроническую преемственность, а равно и синхроническую связность. На давление со стороны цивилизационного прогресса культура отвечает усиленным и вместе с тем все менее удачным мутированием. Все, что в ней порождается, сразу же смывается волной очередных инноваций. Отбор в сфере символических проявлений культуры становится стохастическим, как и его следствия. Отсюда же ее странные колебания между пессимизмом и гедонизмом, которые в конце концов оба могут и отождествиться, потому что carpe diem– это призыв пессимистического гедонизма. Разбитая культура не может ни обуздать ускоренного развития техники, так как она его не понимает. Коллапс культуры, алчный до интсрументализма, воплощенного в технических формах. Такую культуру в будущем ждет:
- Превращение в синтетическую культуру - «синтуру». Синтетическая жизненная среда компенсирует – наподобие протеза – упадок ценностей. (Не затрагивая сознание, на поведение человека влияет, например, прибор, делающий для пьяного невозможным вождение автомобиля) Это своеобразное лишение людей их собственной воли. Появление значительного разнообразия «ненамеренно обеспеченных адов»: от железного порядка до оргиастического хаоса
- Катастрофа культуры
- Атрофия культурных норм с их заменой административным правом. Культура под опекой судов и полиции.
- Культура как переменная. Культура резиньяции (резиньяция в смысле отказа от автономности, активности )
Выводы. Понятия стохастичности, случайности в давние времена не существовало. Оно появилось вместе с открытием теории вероятности. Только в 20 веке наука дала нам гипотезу о «порядке из хаоса», когда мир до Большого Взрыва характеризовался беспорядком и только в результате взрыва появился строй Космоса. Только в 20 веке наука отказалась от теории детерминированности и порядка вещей и допустила элемент случайности. До этого Наука и вера искали однозначный, отчетливый и детерминированный порядок в мире.
Стохастические случайности возникают перед нами как непонятные, неожиданные, незаслуженные, нерассчитанные.
Каждая культура защищает человека от мира и мир от человека, так как отказывается смотреть на человека как на «дитя случая, нежеланное миром» и на мир только как на область, ощетинившуюся против человека злобой. Все, что было на это похоже, те культуры интерпретировали либо как результат какой-то порчи в человеке, который первоначально сотворен был совершенным, либо как результат каких-то дефектов в мире, которые нельзя считать проявлением его общей враждебности. В некоторых культурах «враждебности мира» канонизировали. И тогда, если женщина по природе рожает в муках, то нельзя ее этих мук лишать. Если дети – благословение Бога – не должно быть никаких противозачаточных средств. Здесь сталкиваются вера и эмпирия. Одним из первых бастионов борьбы со случайностью является физика. «Бог не играет с миром в кости», - сказал Эйнштейн. Однако и поныне многие специалисты отказываются принять факт творения Богом всех видов за чисто случайными мутациями видов. Точные науки еще не до конца разобрались в понятиях «хаоса» и «случайности».
Литература:
С. Лем, Философия случая, ACT, 2007, - 767
Комментариев нет:
Отправить комментарий